На главную
История этикета
Светский этикет
Обеденный этикет
Обед "а-ля фуршет"
Типы людей
Что, как и почему
Статистика

Главная | Поцелуй

Не следует думать, что хорошо известный европейцам поцелуй всегда и везде имел распространение. Даже в настоящее время он нехарактерен для многих народов Азии, например, японцев и китайцев. У народов Севера (эскимосов) и племен Океании и Малайзии употребляется так называемый «малайский поцелуй», или «поцелуй носами», когда люди трутся носами или обнюхивают друг друга.

Прообраз поцелуя в губы можно видеть в кормлении из клюва в клюв у птиц. Кормление изо рта в рот можно было встретить у славянских народов. В России и Белоруссии, например, таким способом муж поил жену при родах. Видимо, поцелуй является окультуренным вариантом такого кормления. Именно физиологическая связь между питанием и половой жизнью (вспомним, что согласно Фрейду, сосание материнской груди есть также сексуальный акт для младенца) обусловила закрепление поцелуя в интимных отношениях. Это нашло свое выражение и в словосочетаниях типа «сладкие уста», «Горько!», «медовый месяц» и т.п.

Поцелуй бывает трех типов: любовный, ритуальный и этикетный. В Древней Руси, как следует из летописей, поцелуй выступает, с одной стороны, как выражение похоти и блуда, с другой — как торжественный ритуальный жест («О Христе целование»). В «Домострое» подробно описывается «техника» такого («О Христе») поцелуя.

Широко использовался у русских и этикетный поцелуй. Он возник на основе ритуального поцелуя. Исходное значение корня этого слова (-цел-) — здоровье, а также святость, и связано с одной из наиболее значимых идей славянской картины мира — с идеей полноты, целостности. Таким образом, поцелуй несет пожелание быть целым, цельным, здоровым. Этот неявный смысл можно увидеть и ныне, когда для того, чтобы избавить ребенка от боли, его целуют в ушибленное место или дуют на него.

Поцелуй устанавливает между людьми взаимную симпатию, выражает приязнь. В средневековой Европе любого гостя приветствовали поцелуем жена, дочери и прочие родственники хозяина. В России этот обычай существовал еще и в XVII в.

Поцелуй приветствия мог приобретать смысл поцелуя почитания, когда один из партнеров имел высокий статус. Целование рук, плеч или ног было знаком подчинения и (или) почтительности. В России, как и на Востоке, целовали руку или даже ногу у тех, кто пользовался особым уважением. Более низкий по рангу человек мог поцеловать более высокого в плечо, а более высокий более низкого — в голову.

На Руси важную роль играло целование руки государя. Возможность целовать царскую руку являлась высокой честью, причем послы нехристианских государей — турки, татары — были ее лишены.

При представлениях Римскому Папе полагалось целовать ему ногу. При этом считалось, что поцелуй относится к изображению креста на папской туфле; другая трактовка ритуала рассматривала такой поцелуй как знак преклонения перед главой католической церкви. В конечном счете этот церемониал стал простым наклоном к ноге, поскольку была важна сама идея целования, а не ее буквальное исполнение.

Поцелуй происходит не только при встрече, но и при расставании людей. В России прощание при расставании предполагало взаимное прощение грехов. И то, и другое (т.е. прощание и прощение) скреплялось поцелуем. Каждый год перед Великим постом необходимо было просить прощения друг у друга в воскресенье («Прощеное воскресенье»), что также сопровождалось поцелуями.

Поцелуем сопровождается прощание и с умирающим или умершим. В этом случае в одном обрядовом акте присутствуют и прощание, и прощение, и выражение вечной любви. В России в XVI—XVII вв. на поминках было принято целование присутствующими друг друга в губы.

Особый вид поцелуя — целование святынь. Такие обряды были распространены еще в древности. Греки и римляне целовали статуи богов в руки, ноги, колени и даже губы. На Руси широко было распространено крестное целование, причем и в быту, и в дипломатической практике. В частности, им сопровождалась клятва; по сути, само крестное целование равнялось клятве, ибо было великим грехом нарушить его или осквернить ложью. Посредством целования святыни человек приобщается к ней, получая часть ее силы. Это, в частности, находило выражение в том, что умирающему или осужденному на казнь подносили крест для целования, чтобы на них сошла Божья благодать.

Деловой этикет
Деловой обед
Общение
Международный этикет
Мы рекомендуем: